05.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Материал, за которым будущее
Так начиналось
Эта история берет свой отсчет почти 20 лет назад. В 1989 году министр нефтехимической и химической промышленности СССР Николай Лемаев собрал совещание с руководителями ведущих химических центров страны и продемонстрировал дотоле неведомый нам продукт. Речь шла о динамических термоэластопластах (ДТЭП), производство и применение которых во многих сферах жизни полным ходом разворачивалось на Западе. Свойства этого материала по сравнению с обычными пластмассами и резинами (а ДТЭП вобрали в себя качества и тех, и других) оказались удивительными. Высокопрочный и износостойкий, устойчивый в агрессивной среде, он сохраняет упругость и прочность при температурах от минус 60 до плюс 130 градусов. И еще один существенный момент: плотность нового материала значительно ниже плотности резины, что позволяет уменьшить вес детали на 30 процентов без ущерба для ее эксплуатационных свойств.
Например, фирма Daimler Chrysler, используя в автомобилях "Jeep" уплотнители из ДТЭП, снизила вес каждой двери на 2,64 кг! Сейчас более 30 фирм-автопроизводителей используют порядка 30 кг ДТЭП на автомобиль.
Рынок ДТЭП в мире продолжает расти на 10-15 процентов в год. Надо еще учесть, что в России в настоящее время интенсивно развивается сборка иномарок. Премьер-министр РФ Владимир Путин при посещении в мае 2008 года автосборочного предприятия в Елабуге обратил особое внимание на необходимость увеличения доли отечественных деталей в собираемых автомобилях. Кроме того, этот материал широко применяется и в строительстве, и в производстве кабелей, а также обуви, медицинских и бытовых изделий.
В том совещании участвовал и ректор КХТИ (ныне Казанский государственный технологический университет) Петр Кирпичников. Вернувшись из Москвы, он поставил соответствующую задачу перед учеными института. Подступы к материалу пришлось искать практически с нулевой позиции. В стране не было никаких наработок по этой теме. Рецептура же производящихся на Западе смесей для ДТЭП была строго засекречена, так же как и технологический процесс. Параллельно этой проблемой начали заниматься сотрудники Московского НИИ резиновой промышленности (ныне ВНИИ эластомерных материалов). Но по ряду причин они свои изыскания до производства довести не смогли.
Но и работа группы во главе с профессором КХТИ Святославом Вольфсоном затянулась на долгие годы. Это был смутный для экономики страны период, отягощенный безденежьем и неясностью перспектив. Работая "на голом энтузиазме", в рамках институтского финансирования, коллектив добился все же успеха.
Выступления представителей института по этой теме на различных конференциях привлекали внимание потенциальных потребителей ДТЭПа. Но все они просили "на пробу" килограмм так 500 этого продукта, что было невыполнимо. Нужно было создавать небольшую опытную установку, чтобы получать пробные партии продукта. Выяснилось, что в стране никто не производит нужного для установки оборудования, основой которого является высокоскоростной смеситель.
К решению проблемы подключился "Татнефтехиминвест-холдинг". Его гендиректор Рафинат Яруллин поручил заниматься этим делом начальнику отдела холдинга Ринату Сабирову. Это был памятный дефолтовый 1998 год. В этих непростых условиях были проведены маркетинговые исследования, которые предметно подтвердили потенциальный спрос на будущий продукт. Дальнейший поиск привел в Институт химфизики в Черноголовке. Тамошние специалисты взялись подготовить нужную документацию и чертежи. Так на бумаге появился агрегат периодического действия - АПК-25. Затем изучили возможности машиностроительных предприятий страны и, наконец, получили согласие от "Кузполимермаша" изготовить пилотную установку.
Ездить туда пришлось не раз, чтобы контролировать процесс изготовления, а затем и сборки. А на пуск Вольфсон и Сабиров повезли целую машину ингредиентов. Целую неделю отлаживали режимы. На запуск агрегата, который производили ночью, собрались все заводчане, кто был причастен к его созданию. Волновались, понимали, что стоят у истоков нового направления в отечественном полимерном машиностроении.
Прорыв
Наступил уже 2001 год. Поставить АПК-25 было решено на предприятии "КВАРТ" (Камско-Волжское акционерное общест-во резинотехники), старожилам больше известном как Казанский завод РТИ. К тому времени завод, возглавляемый Героем Социалистического Труда Вениамином Григорьевым, стоял перед выбором - как развиваться дальше. Предприятие было самодостаточным, но нужны были прорывные идеи. И такой идеей стало освоение производства совершенно нового для России продукта.
На АПК-25 были отработаны технологические параметры получения ДТЭП на основе этиленпропиленового каучука (СКЭПТ) и полипропилена. Потенциальным потребителям пошли пробные партии нового материала. Полученные результаты легли в основу технического задания германской фирме Berstorff на разработку промышленной линии непрерывного действия. И в 2004 году линия заработала, выпуская ДТЭП под торговой маркой "квартопрен".
Однако возникла проблема, связанная с тем, что СКЭПТ, получаемый у "Нижнекамскнефтехима", заметно отличается от зарубежных аналогов. Пришлось под нижнекамский каучук корректировать рецептурно-технологические параметры нового производства. В итоге квартопрен стал по своим потребительским свойствам соответствовать мировым аналогам, таким как самые известные из ДТЭП - американский сантопрен и голландский сарлинг. Квартопрен можно получать с широким спектром свойств. Поэтому есть возможность производить из него гибкие, полужесткие и жесткие, формовые и неформовые изделия. Благодаря термопластичности и текучести расплавленный квартопрен легко подвергается переработке формованием и экструзией. Кроме того, можно повторно использовать отходы производства и забракованные изделия. Многократная - до пяти раз - переработка практически не приводит к ухудшению его свойств. Высокая степень экологичности продукта - налицо.
Новый материал занял уникальную нишу между конструкционными полимерами (имеют специальное назначение) и полимерами общего назначения (полиэтилен, полипропилен, полистирол). К первым он близок по их уникальным свойствам, ко вторым - по сравнительно низкой стоимости. Одним словом, получилось оптимальное сочетание "цена - качество".
В 2005 году на предприятии побывал Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. Он сразу же понял все выгоды, которые сулит для развития экономики широкое применение квартопрена. Глава Правительства РТ предложил сосредоточиться на производстве автокомпонентов. Начатое дело получило новое развитие. В 2007 году была запущена итальянская линия по производству уплотнителей для автомобильных окон. На корейском оборудовании стали делать брызговики, которым нипочем превратности российских дорог. Сейчас освоен выпуск 16 марок квартопрена для автомобильной и строительной индустрии.
* * *
Итак, в Татарстане впервые в масштабах России и СНГ проделаны две значимые для экономического развития страны работы. Во-первых, разработаны физико-химические принципы получения полимерного композиционного материала нового поколения. Во-вторых, организовано промышленное производство нового продукта по безотходной, энергосберегающей технологии. Мало того, предложены направления его применения в автомобилестроении и строительной индустрии и организовано производство конечных изделий. Это стало прорывом для развития отечественной промышленности полимерных композиционных материалов. Для Татарстана существенным является то обстоятельство, что эти достижения базируются на местном сырье - нижнекамских каучуке и полипропилене. Это стало новым шагом в углублении переработки татарстанских полимеров и увеличении добавленной стоимости на территории республики.
За разработку и организацию производства нового поколения композиционных материалов - ДТЭП на основе производимых в Татарстане полимеров генеральный директор ЗАО "КВАРТ" Муслим Хайретдинов, заведующий кафедрой химии и технологии переработки эластомеров КГТУ Святослав Вольфсон, начальник отдела по вопросам нефтегазохимического комплекса аппарата Кабинета Министров РТ Ринат Сабиров, главный инженер ЗАО "КВАРТ" Алия Азизова, заместитель начальника центральной заводской лаборатории ЗАО "КВАРТ" Нина Сафина, начальник цеха ЗАО "КВАРТ" Николай Лавров, бывший генеральный директор ЗАО "КВАРТ" Вениамин Григорьев (посмертно) выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники 2008 года.
Другие статьи по теме
12.08.09 Показатели экономического развития Казани несколько упали
12.08.09 Саксонцы поддержат татарстанское машиностроение
10.07.09 Ипотечный крах: количество покупок жилья в кредит в Казани упало на 73%
04.06.09 Казань - вторая в России по привлекательности для бизнеса
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
►Все статьи по теме