12.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Казанская "наружка": дорого, но со вкусом

Российские эксперты утверждают, что темпы роста рынка наружной рекламы идут на спад. Когда-то пользующаяся "ажиотажным" спросом из-за своей новизны и эффективности, она стала одним из многочисленных инструментов маркетинга.

По данным аналитических изданий, темпы роста данного рынка за прошедший 2007 год снизились до 22%. Хотя ранее прирост рынка наружной рекламы составлял 30%. Такая разница в цифрах в первую очередь связана с перенасыщением в крупных городах наружной рекламы.

Российский рынок наружной рекламы в крупных городах перенасыщен. Но несмотря на этот разрыв в цифрах, он продолжает достаточно динамично развиваться. Сегмент наружной рекламы составляет 21,5% от общего "пирога" рынка рекламы (для сравнения: зарубежный сегмент наружной рекламы составляет 5,7%). Реклама, как говорится, - двигатель торговли. А наружная реклама до сих пор является одним из самых ярких решений для компании, которая намерена повысить свою (или же своего продукта) узнаваемость на рынке.

Как обстоит ситуация с наружной рекламой в столице Татарстана? В этом вопросе попытался разобраться корреспондент TatCenter.ru.

Как прокомментировали нам ситуацию в Управлении наружной рекламы и информации г.Казани, рынок наружной рекламы состоит из двух больших сегментов: рекламораспространители - рекламные фирмы, владеющие рекламными конструкциями для размещения рекламы заказчика; рекламопроизводители - фирмы, занимающиеся изготовлением конструкций для рекламно-информационного оформления объектов розничной торговли, офисов, банков и т.д.

В первом сегменте работает около 40 рекламных фирм. Из них семь иногородних сетевых агентств как с российским, так и с иностранным капиталом. Всего в городе установлено 2200 конструкций различных форматов (щиты 3х6м, суперборды, суперсайты, пилоны, пиллары). Во втором сегменте работает более 50 фирм. Данный сегмент представлен исключительно местными фирмами. Количество рекламных конструкций данного сегмента более 3000 шт.

Ирина Дябилкина, начальник Управлении наружной рекламы и информации г.Казани:

- В настоящее время инфраструктура рынка сетевых рекламных конструкций сформирована. Количественный рост незначителен. Установка новых конструкций возможна только в том случае, если в городе появляются новые улицы. Либо это какие-нибудь нестандартные конструкции, которые в Казани на сегодняшний день не представлены: пешеходные ограждения, совмещенные с рекламой, уличная мебель - скамейки с рекламным полем и т.п.

Идет период качественного развития рынка, использование новых технологий. Многие фирмы заменяют стандартные фанерные конструкции 3х6м на призматроны, которые позволяют увеличивать количество рекламных поверхностей с двух до шести сторон. В этом направлении работают фирмы "Лариса-Сити", "Максимал", "Рекламные технологии", "АПР-Сити/ТВД" и другие. У рекламных фирм есть интерес к установке коммерческих видеоэкранов, скроллеров.

Взглянув на многочисленный список агентств и компаний, предлагающих подобные услуги, понимаешь, что возникшее желание "засветиться" на улицах Казани не пропадет, так что от нехватки предложения казанский потребитель явно не страдает.

Алсу Абдуллина, менеджер РФ "AdS":

- К наружным видам рекламы относятся вывески, отдельно стоящие конструкции-стелы, перетяжки, транспорт(трамвай-троллейбус, автобусы), билборды, брендмауэры и т.д. Понятно, что различных видов рекламы, которые относятся к "наружке", достаточно много, и любая компания, казанская или сетевая, даже при небольшом бюджете может себе позволить хорошую рекламную компанию, все зависит от продукта, который предлагают сами компании и целевой аудитории. Какой вид является наиболее эффективным, определяются целями компании, которая хочет себя или свой продукт рекламировать.

Надо сказать, что спектр рекламных услуг на сегодняшний день гораздо богаче, нежели 3-4 года назад: оформление фасадов, реклама на транспорте, стелы, нестандартные конструкции, толедо, штендеры; их изготовление: от дизайна до монтажа. Но самой главной "фишкой" всякого уважающего себя рекламного агентства является такая услуга, как согласование паспорта (рекламной конструкции). В действительности для специалистов, которые ежедневно сталкиваются с желающими обрести известность, становится огромной проблемой согласование и получение подобного документа.

Алсу Абдуллина:

- Такие виды наружной рекламы, как вывески, стела, перетяжки, рынок наружной рекламы, регулируются МУ "Управлением архитектуры и градостроительства МО г.Казани" и МУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО г.Казани". Это создает некоторые трудности рекламным компаниям, потому что процесс согласования проходит не так быстро, как нам хотелось бы, и не все проекты проходят в том виде, в каком изначально были утверждены заказчиком. Тем не менее, думаю, что рынок наружной рекламы будет развиваться так же динамично, будут меняться технологии, цены и игроки.

От джунглей к цивилизации

Казанский рынок наружной рекламы - рынок со стажем. Он уже имеет свою историю развития как отдельная отрасль. Рассматривая этапы становления этого вида рекламы, мы наблюдаем его появление в Казани, как эффективный, яркий и свежий вариант маркетинга. Иметь свою наружнюю рекламу для любой компании являлось знаком достаточно высокого положения и твердой позиции на рынке. Да и город вроде украшал.

Так продолжалось до той поры, пока город не превратился в один сплошной рекламный щит - громоздкие сооружения буквально наступали друг другу на пятки, их популярность росла огромными темпами (рекламный щит - эффективно и надежно). Несмотря на это, местные организации далеко не все могли позволить себе подобную роскошь. Основными клиентами рекламных агентств были сетевые компании с приличным рекламным бюджетом. Рынок пребывал в хаотичном неконтролируемом состоянии до 2006 года. Он прошел под эгидой урегулирования. Иначе и не могло быть: количество щитов дошло до своего пика. Это еще и прибыльно: цены высоки, но и спрос не меньше.

Рынок наружной рекламы в Казани сегодня приобрел некую системность: он структурирован, правила игры сформированы, созданы городские структуры, курирующие данную сферу. Как отметила Ирина Дябилкина, за последние 2 года рынок стал более прозрачным. Уменьшилось количество самовольно установливаемых рекламных конструкций. Идет проверка установленных рекламных конструкций на соответствие согласованным дизайн-проектам.

Ирина Дябилкина:

- В настоящее время Управление наружной рекламы и информации провело инвентаризацию сетевых рекламных конструкций. Выявлены владельцы, проверены документы, заключены договора. Сейчас проводится работа по индивидуальным конструкциям (стелам, щитовым указателям, толедо). Есть проблемы, так как 90% из них стоят на муниципальной земле, а договора с Исполнительным комитетом заключены только у половины владельцев. Это либо самовольно установленные конструкции, либо установленные по старым документам, согласованным до июля 2006 года. Задача Управления наружной рекламы и информации - до конца года сформировать полную базу данных по конструкциям, размещенным на земле, находящейся в муниципальной собственности, с которой город намерен получать доход.

Рынок подорожал

Однако системность рынка внесла свои коррективы в политику ценообразования. По данным агентства "Макс", произошел рост цен на казанскую рекламу. Так, например, стоимость размещения на рекламном щите сегодня составляет от 15 до 20 тысяч рублей, хотя еще в 2005 году она варьировалась от 12 до 15 тыс. рублей. Несколько лет назад разместиться на рекламных поверхностях могли не только организации, но и частные предприниматели.

Тем не менее, опрошенные TatCenter.ru полагают, что сегодня  наружная реклама представляет собой контролируемый, динамично развивающийся и прибыльный сектор рынка рекламы Казани. В настоящее время определенные трудности составляет часто меняющееся федеральное законодательство, которое приводит к новым правилам игры. С июля 2008 года предоставление мест на объектах муниципальной собственности осуществлятся для всех рекламных конструкций с торгов.

Это усложняет процедуру выдачи разрешений, увеличивает сроки подготовки документов. С января 2009 года вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, меняются условия оплаты рекламными фирмами единого налога на вмененный доход. Рынок ожидает выхода Технического регламента, который может сильно изменить ситуацию на рынке. Это все говорит о том, что рекламный рынок в России еще молодой и находится в развитии. Но с каждым годом он становится более цивилизованным, профессиональным, высокотехнологичным.

http://info.tatcenter.ru/