01.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Казань: конференция-выставка "Франчайзинг - новые возможности для бизнеса"

Почти два десятка франшиз в сферах общепита, торговли и услуг предложили участникам IV региональной конференции-выставки "Франчайзинг - новые возможности для бизнеса", состоявшейся в Казани. Традиционный нарочитый оптимизм московских "промоутеров", продвигавших этот продукт, столкнулся с традиционным скепсисом региональных предпринимателей по отношению к "общефраншизным ценностям".
Франчайзинг подразумевает такую организацию бизнеса, когда предприниматель (франчайзи) приобретает тот или иной пакет бизнес-услуг (права на использование товарного знака и/или торговой марки, фирменного стиля, оборудования, технологий и т.д.), продаваемых компанией-собственником бренда (франчайзором) в качестве условного залога будущей успешности дела. В пользу развития франчайзинга как формы организации нового бизнеса говорит тот факт, что здесь, но сути, требуется выполнение лишь двух основных условий: наличие значительных финансовых ресурсов и желание развивать данный вид бизнеса.
Соответственно, не надо ломать голову над поиском успешной идеи, ниши и конкурентных преимуществ, разработкой торговой марки (либо товарного знака) и общей концепции бизнеса. Не секрет, что большинство работающих в российских городах точек общепита, торговли и сферы обслуживания являются либо собственными точками федеральных сетей, либо открыты по их франшизе. Одно дело - раскручивать никому не известный бизнес в конкуренции с федералами, и совсем другое - получить готовый алгоритм действий с поддержкой франчайзора.
Для владельца бренда франчайзинговые программы являются оптимальным средством увеличения рыночной доли и расширения деятельности без объемных инвестиции. По мнению участника казанской конференции, руководителя отдела франчайзинга компании PURPUR (аксессуары) Сергея Козлова, высокая мотивация франчайзи в данном случае избавляет франчайзора от возможных проблем с собственными менеджерами по региональному развитию. Однако проблемы с персоналом на франшизном предприятии могут негативно отразиться на репутации компании-франчайзора. "Когда какая-нибудь девочка в магазине под нашим брендом хамит покупателям плюс постоянная текучка кадров - это может снизить продажи. Такие девочки по всей стране наносят вред бренду. Контроль кадрового профессионализма - дело франчайзи, мы можем помочь лишь обучением персонала", - признает Сергей Козлов.
Перспектива повторить чей-то успех кажется заманчивой. Тем не менее у опытного консервативного предпринимателя по отношению к франчайзингу дальше обывательского интереса дело не идет. "Дорого и никаких конкретных гарантий!" - рассуждает такой консерватор. Действительно, несмотря на активное развитие концепции франчайзинга в российской практике и высокий удельный вес стоимости брендов в показателях капитализации федеральных игроков-франчайзоров, покупка конкретной франшизы не дает 100%-й гарантии успеха. Некий форс-мажор, которым могут стать особенности местной потребительской психологии, присутствует всегда.
Кроме того, многих потенциальных франчайзи беспокоит вопрос юридических тонкостей партнерства с франчайзором, особенно по мере роста бизнеса (когда уже есть что делить). Несмотря на лозунги совместного стремления к взаимному успеху, нарушение равновесия в партнерстве юридически независимых франчайзи и франчайзора может привести к конфликту. Консультанты франчайзингового портала SellBrand.ru описывают развитие отношений между франчайзором и франчайзи, сравнивая их с фазами взаимоотношений родителей с ребенком: "детская" стадия (наиболее зависимая), "подростковая" (наиболее конфликтная) и стадия "взрослая", взаимоприбыльная. Тем не менее все юридические аспекты лучше оговорить заранее, благо наработанная практика на российском рынке уже имеется.
Предполагается, что чем выше оборот, быстрее окупаемость и доходнее проект, тем он дороже для франчайзи - но, как утверждают франчайзоры, тем меньше шансов прогореть при четком выполнении всех условий. Помимо общего объема первоначальных инвестиций (в среднем $50-150 тыс. для магазина и от $100 тыс. для общепита), нужно быть готовым к уплате франчайзору так называемого паушального (единовременного) взноса, а также ежемесячной уплате роялти (выплаты держателю авторских прав) и отчислений в рекламный фонд. Примечательно, что все три платежа в одном предложении присутствуют крайне редко: их наличие и размер субъективны и обусловлены спецификой конкретного бизнеса. Вот эта самая субъективность "раскрученности" бренда в качестве конкурентного преимущества и смущает потенциальных франчайзи.
Однако московские франчайзоры (участники казанской конференции) выказывают завидное единодушие по поводу возможных неудач потенциальных франчайзи при реализации их неповторимой бизнес-концепции. Так, коммерческий директор компании "Дом.ру" Антон Селезнев на вопрос татарстанского предпринимателя: "Адаптируете ли вы свои франшизные программы к специфике местного спроса - в Москве и регионах денежки-то разные?" - ответил, что в том нет необходимости. "В столице и регионах стандарты жилья и потребность в нем одинаковые", - заявил представитель компании. По мнению Селезнева, платежеспособный спрос на жилье сегодня просел лишь на 5%, и "в условиях стабильности рынка лишь профессионализм может привлечь клиента". Данная компания далеко не единственный франчайзор-риэлтор, осуществляющий экспансию на татарстанском рынке.
Основной потребитель франчайзинговых продуктов - это российский средний класс. О текущей ситуации можно судить, вероятно, на основании активного развития эконом-формата. Тем не менее франчайзоры продуктов класса medium, или middle (то есть среднего), стойко верят в устойчивость своей ниши. Как заявил на конференции руководитель отдела розничных продаж дистрибутивного дивизиона компании "Спортмастер" Станислав Аношин, малые траты россиян на спортивную одежду и инвентарь ($20 на душу населения) по сравнению с тратами европейцев ($90), японцев ($138) и американцев ($163) свидетельствуют об огромном потенциале российского рынка. Он также сообщил, что в России лишь 12% граждан активно занимаются спортом. Видимо, возможность снижения доходности по магазинам спорттоваров с учетом усиления конкуренции данным франчайзором публично не рассматривается.

/газеты "Время и деньги"/