На днях общественно активная группа казанцев разъяснила идею референдума по поводу переноса памятника Муллануру Вахитову, на месте которого собираются построить национальную библиотеку по проекту голландца Эрика ван Эгераата. Эта инициатива объясняется характерной для сегодняшней Казани тенденцией: под европейское восприятие перекраивается лик городского центра. Первый берег Казанки отдан на разработку NBBI, зоопарк - британскому «Аткинсу». Может ли город сохранить свой дух, обрастая не рожденными на этой земле архитектурными образами? Ежегодно КГАСА выпускает около 75 молодых архитекторов по разным направлениям. Точной статистики никто не ведет, но, по оценкам преподавателей, только около 20 процентов остаются и в нашем городе, и в профессии. Зарубежные архитектурные бюро, в последние несколько лет активно продвигающие собственные проекты, обладают огромным опытом в части их разработки и умелой подачи. Однако при этом возникает мысль о том, что сохранить колорит, присущий городу, привнося в него новые идеи, наверное, могут в основном те, кто родился и вырос на этой земле. «Самореализация, трудоустройство выпускников - серьезная проблема. Проектный институт не может вместить в себя всех выпускников. Многие уходят в дизайн, сопутствующие направления в торговле. Я считаю, что основной механизм ее решения - конкурсы, которые должны становиться демократичнее. Выход на международную арену, практика в зарубежных бюро и практика в наших проектных организациях с традициями работы в области архитектурного бизнеса, начиная с третьего курса, - это то, что позволяет вырасти молодому архитектору», - говорит руководитель научно-производственной лаборатории Татинвестгражданпроекта Евгений Евсеев. Молодые архитекторы - это сообщество, которое должно решать проблемы по-новому, благодаря оригинальности восприятия, без замыленности взгляда и зашоренности. Здесь важно, чтобы они, даже делая ошибки, могли показать, что возможен и другой подход. Особенность молодежной архитектуры - совмещение идей и познаний в области архитектуры, градостроительства и смежных дисциплин - технологий, конструкций, отделочных материалов с объектами реального проектирования в рамках бизнес-плана и технического задания. Проекты можно условно поделить на три группы - студенческие наработки и конкурсные работы, востребованные заказчиками, и творчество недавно вставших «на крыло» специалистов. Студенческие проекты Один из таких ученических проектов - Дворец бракосочетания студентки КГАСА Луизы Набиуллиной. ЗАГС ориентирован на основные точки восприятия: со стороны парка, с улицы Островского, с набережной озера Кабан. Основная идея - распускающийся тюльпан как начало семейной жизни, соединение мужского и женского начал. В «бутоне» происходит сама церемония бракосочетания, оформление документов, подписание заявлений на брак, на развод, о рождении. Вход и выход в эту зону осуществляются со стороны ул. Островского, недалеко от парковки. Возможен также летний вариант церемонии, когда гости спускаются в парк непосредственно из торжественного зала, выходящего в парк, по открытой лестнице. В «лепестках цветка» на первом этаже расположены помещения для подготовки к свадьбе: свадебный салон, ателье, продажа аксессуаров к свадьбе. На четвертом-седьмом этажах расположены гостиничные номера с обращенными в парк остекленными лоджиями для людей, приезжающих из близлежащих городов. На последнем, восьмом, этаже ресторан под куполом. В связи с недостатком парковочных мест предлагается организовать подземную автостоянку под сквером Тукая. «На «сплошняках» в вузе мы проектировали застройку коттеджного поселка на 2000 жителей, а затем вписывали в эту застройку секционный жилой дом, Дворец бракосочетания и его интерьеры. Я люблю бионическую, обтекаемую архитектуру и использую эти приемы в своих работах, кроме того, мне интересно изучать историю Казани: хотелось бы строить в характерном для города стиле, но с привнесением современных веяний», - говорит Луиза.
| Секционный дом - проект Луизы Набиуллиной | Весной этого года работы молодых архитекторов были выставлены на конкурс мэра города, и победители получили возможность дополнить образование за рубежом. Как правило, сами конкурсные проекты пополняют копилку опыта самого автора; компании, организующие их, обычно не используют проект в предоставленном виде, хотя могут применять его элементы. Но бывают и исключения, когда студентам еще во время учебы удается реализовать свои задумки на практике. От проекта до объекта Сейчас в рамках эскизного проекта три группы молодых архитекторов работают над автосалонами «Киа», «Фиат» и «Шкода», которые должны в ближайшее время появиться на севере Казани, в районе Оргсинтеза. «Молодого архитектора от опытного отличает желание сделать все наоборот. Если видишь решения, которые для нашего города считаются стандартными, хочется сделать что-то другое. Иногда это уводит в оторванный от жизни полет фантазий, а иногда приводит к нестандартным практически выполнимым решениям, - говорит архитектор Анна Акатьева. На конкурсе проектирование велось по бренд-буку, но вместе с тем проекты получились очень разными.
| Секционный дом - проект Дарьи Борисовой | «Салон «Киа» на стадии студенческого проекта имел больше фантазий, деталей, на практике приходится придерживаться стандартов, которые касаются цвета, материала, формы. Но главная идея - с наклонным застекленным фасадом - осталась. У нее есть практический смысл - прямой солнечный свет отражается от наклонной поверхности, поэтому внутрь попадает меньше вредных лучей», - рассказывает один из разработчиков автосалона «Киа» Юлия Парменова. Как говорят архитекторы, ограничители, которые появились при соотнесении проектов с реальностью, не стесняют творчества, если архитектор умеет работать в их рамках. Можно проектировать высокую архитектурную моду и при этом не видеть ее реализации, не зная экономических законов. Точки приложения Дворец водных видов спорта, который будет возводиться на территории деревни Универсиады, воплощает видение еще одного молодого архитектора, в недавнем прошлом выпускницы КГАСА Анны Акатьевой. «Мы попытались сделать пространственную форму, напоминающую ската или бегущую волну. В самой универсиадской деревне - воплотить образ и плавность линий эмблемы Универсиады - тюльпана. Необычный подход выражался и в том, как мы презентуем проект», - рассказывает она. Как отмечает Евсеев, в архитектуре Казани есть несколько ниш, особенно требующих творческого приложения. Настоящий Клондайк - это городской ландшафтный дизайн, максимально приближенный к человеку, где будут решаться и вопросы благоустройства, и озеленения, и малых архитектурных форм. Второе направление - умение презентовать свои проекты. Третье востребованное направление - реставрация. Выпускаются архитекторы, специализирующиеся в этой области, но должно сложиться общественное мнение, подтвержденное правительственными, финансовыми и организационными решениями: пока же исчезает слой деревянной и малоэтажной архитектуры. Комфортную среду в пространственной организации создает сочетание истории и инновационного контекста. Еще один перспективный уровень - градостроительное планирование, которое совершается акупунктурно - делаются отдельные фрагменты застройки; мало развито градостроительное проектирование города в целом, например, в центре города есть производственные территории, которые находятся в деградирующем состоянии. Генплан же не решает всех проблем, в частности он предполагает увеличение площади в два раза, но при этом надо делать более интенсивным использование существующих возможностей. |